Как сделать правильный выбор в подходе к воспитанию ребенка

В фильме "Матрица" главному герою - Нео - предложено выбрать красную или синюю таблетку. Возьмите синюю таблетку, и вы будете продолжать свою жизнь в состоянии блаженного неведения. Возьмите красную таблетку, и завеса иллюзии спадет, а мир предстанет таким, какой он есть на самом деле.

Я приняла красную таблетку в сентябре 2006 года, записавшись на курс AMI по подготовке педагогов Монтессори для классов 3-6 при Северозападном Монтессори Институте в Портленде, штат Орегон (США). В течение первых нескольких недель мое мировоззрение подвергалось постоянным изменениям. Я узнала о человеческом развитии, потребностях человека, и инструментах, которые даны природой для приобретения навыков и знаний.

Я также узнала о естественном пути развития, потенциале, заложенном в каждом ребенке, и о том, как действия взрослых могут либо способствовать либо препятствовать раскрытию этого потенциала. Именно это знание, в частности, мне было очень трудно принять. Мне пришлось столкнуться с моими собственными прошлыми действиями по отношению к детям, которые, хотя и были вызваны благими намерениями, вероятно, были разрушительными для их развития. Я также должна была ежедневно сталкиваться с воздействием культуры, которая активно враждебна по отношению к детям и часто не обращает внимания на их потребности.

Поход в супермаркет превратился в травматический опыт, осложненный моей возросшей чувствительностью ко всему, что связано с детьми: плач детей, которых тащат за руку родители, малыши, которые плотно пристегнуты в колясках и корчатся, чтобы освободиться, маленькая девочка, которую каждый раз бьют по рукам, когда она пытается прикоснуться к цветным коробкам в проходах, маленький мальчик, которого передразнивает папа, коверкая слова. Выходя из супермаркета, я шла понурив голову, шаркая ногами, полностью раздавленная тем, насколько огромно очевидное непонимание природы детства и тем, что повсеместно родители, по незнанию, душат естественное любопытство и энтузиазм своих детей. В каждом ударе по рукам, в каждом детском взгляде, полном боли, я видела воздействие не только на конкретного ребенка, но и на всех детей во всем мире. Я видела, как миллион мгновений делают нас теми, кто мы есть, к лучшему или к худшему. Я наблюдала моменты, которых другие взрослые не видели, моменты стресса или разочарования, которое, несомненно, будет происходить снова и снова, усугубляя опыт конкретного ребенка и формируя в конечном счете взрослого, которым ребенок станет. Масштабы проблемы казались настолько глубоко огромным, что я иногда ощущала скорбь по утраченному потенциалу не только отдельных детей, но и всего человеческого рода.

После того как я закончила свое обучение, я осталась в Монтессори институте в качестве помощника на учебном курсе. В этом качестве я наблюдала, как многие люди адаптировались к новому стилю мышления под воздействием теории Монтессори. Иногда подходил ко мне и просил поговорить наедине, и в моем кабинете они предавались слезам отчаяния. Одна студентка была глубоко встревожена тем, как жена ее брата дисциплинирует своих детей. Еще одна студентка, у которой были свои дети, была охвачена чувством вины за собственное прошлое поведение по отношению к ним. Я вспоминаю, в частности, одну студентку, для которой, как и для меня, чрезвычайно сложным оказался простой акт существования в мире, который является враждебным по отношению к детям и не понимает их. Поездка на автобусе стала невыносимой. Посещение продуктового магазина превратилось в минное поле, где подстерегает травматичный опыт. Поход в торговый центр стал немыслим. Эта женщина начала возводить стену между собой и миром, который стал невыносим для нее.

Студенты спрашивали моего совета. Что мне сказать невестке? Как мне справиться с чувством вины за мои прошлые действия, направленные на моих собственных детей? Как я могу жить в мире, где простой поход в торговый центр может ввергнуть меня в отчаяние? Я хотела помочь, но что я знаю? У меня нет детей, я почти не имею опыта работы в классе с детьми, и те же самые вопросы мучили меня. Лучший совет, который я могла им дать, был тот же совет, который я дала себе: показывать пример поведения, которое они надеются увидеть в других, и помнить, что с каждым ребенком, который занимается у них в классе, и с каждым родителем, с которым они разговаривают на собрании, возрастает их вклад в развитие духа ребенка, а также увеличивается количество инструментов для родителей, чтобы они могли действовать во благо дальнейшему развитию своих детей.

Поведение членов семьи по отношению к детям, казалось, особенно беспокоило некоторых студентов. Те студенты, которые делились с родственниками своей озабоченностью по поводу методов воспитания детей, почти всегда сообщали об очень негативной реакции, которую они получали в ответ. Воспитание часто называют последним великим табу, потому что многие родители крайне резко воспринимают любые непрошеные советы. Любой человек может понять, почему. В круговороте финансовых проблем, дилеммы планирования времени и распределения обязательств, решения вопросов дисциплины и школьного образования, эмоциональных и психологических потребностей детей, родители просто разрываются. Роль родителя очень ответственна и получает мало поддержки со стороны общества или государства. Большинство родителей делают все от них зависящее, поэтому, когда новоявленный монтессорианец начинает поучать их о том, как много всего они делают неправильно, неудивительно, почему родители воспринимают это как вмешательство.

Многие студенты смогли прийти к согласию со своим новым мировоззрением. Многие из них были настолько вдохновлены теорией Монтессори, что почувствовали большую надежду, несмотря на все те проблемы, с которыми они сталкиваются. У некоторых даже состоялись продуктивные и плодотворные беседы с членами семьи. Но некоторые студенты не смогли оправиться от красной таблетки, и по-прежнему считают, что масштаб проблемы не поддается изменению.

Красную таблетку может быть тяжело глотать. Большинство людей, которые приходят к Монтессори методу, уже испытывают повышенную чувствительность к потребностям детей, и многие признают, что традиционные методы образования часто делают больше, чтобы заглушить потенциал детей, вместо того чтобы способствовать его раскрытию. Как бы ни было мне трудно приспособиться к этому новому взгляду на мир, даже чтобы просто быть в этом мире, я бы не променяла его на ни на что другое. Через мою работу в области Монтессори, своим примером и своим поведением поддерживая здоровое развитие ребенка, просто наблюдая неприятное поведение других и зная, что есть лучший путь, я считаю, что я вношу свой вклад в прогресс. Я полагаю, что другие люди - такие, как вы - делаете то же самое. Я надеюсь, что эти пульсации будут распространяться, в течение долгого времени и во всем мире, чтобы привести к медленным и тонким кардинальным изменениям, которые принесут всем взрослым состояние любви, уважения и партнерства с детьми и детством.

Особенно сейчас, когда синие таблетки уже не вариант.

Перевод Montessori School of Moscow, оригинал тут http://www.montessori-nw.org/blog/entry/the-montessori-red-pill/

М. Монтессори "Дети - другие"

Г. Ньюфелд, Г. Матэ "Не упускайте своих детей"